?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Боровск. Старинный. Русский. Город»

…Оказывается Боровск – это старинный старообрядческий город. До Красной революции старообрядцы составляли 70% населения Боровска.
…17 век. Россия. Старообрядцы – восстали. А государство в ответ – вводит 12 указов: жечь староверов в срубах, казнить смертью перекрещивающих в старую веру, бить кнутом и ссылать тайных сторонников древних обрядов, а также их укрывателей.


…Дело в том, что Феодосия Морозова была прежде всего женщиной. Женщиной. И не встреться на её пути неугомонный старец Аввакум, возможна и судьба бы её была более счастливой. Она ведь была необыкновенно красивой. Очень богатой.
…Её пытались увещевать. Она отказалась. Отобрали вотчины. Повесили цепь на шею, посадили в острог, пытали на дыбе. Вместе с ней мучили её сестру. Отравили её единственного любимого сына. Сослали в Боровский острог. Посадили в земляную яму. Уморили голодом. Г-о-л-о-д-о-м.
Часовню в Боровске всё-таки недавно построили. На месте гибели боярыни и княгини - её сестры, а также их подруги Марьи Даниловой, жены стрелецкого головы. Обычно на такие места возлагают цветы, но здесь почему-то хочется положить кусочек сухарика….



Старообрядческая история Боровска


Вот странное дело. Оказывается Боровск – это старинный старообрядческий город. А это сразу говорит о многом. Знаете, я давно уже интересовалась историей старообрядчества – кто, что, почему. Потому что, считается, что вроде как все об этом знают: был Никон, старообрядцы крестились двоеперстно, а всех остальных называли «щепотниками», с ними расправлялись, они сопротивлялись и убегали в тайгу. Но я не помню, чтобы где-то читала что-то глубокое и объективное по этому «предмету». А Боровск – помог, дал толчок, поэтому не могу обойти вниманием эту историю, и постараюсь доступно и ёмко рассказать суть.
Действующие персонажи: патриарх Никон и старообрядцы. Время действия – 17 век.
Почему то, читая о патриархе Никоне, всегда складывается (или рисуется кем-то) впечатление, что это недалёкий человек, капризный, жадненький, упёртый, который вот так сразу – бац, не подумав, ввел новые религиозные правила и в результате получился раскол.
Но это был очень умный, жёсткий, дальновидный, принципиальный человек. Властный. Его судьба необычна и ни с чем не сравнима….


читать всю главу здесь


…Можно сказать, что к церковной реформе привели «объективные причины». При этом не учли сущую малость – русский народный характер. Стали древнеславянские книги-оригиналы переписывать по греческим канонам – «дабы привести в единообразие».
Также повелели креститься тремя перстами, повторять возглас «Аллилуйя» три раза, служить литургию на пяти просфорах, писать имя Иисус, а не Исус, наряду с восьмиконечным крестом признавать четырехконечный, печатать просфоры четырехконечным крестом, крестные ходы проводить против солнца и др. При этом торопливо и круто, требовали немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Для подстраховки провели церковный Собор, на котором снова подтвердили эти постановления.
Старорусские обряды предавались осмеянию. Исполнитель сего – Никон. За его спиной – Тишайший царь.

Но опять же – забыли! – русский характер. Он не терпит насилия. И понеслось. Раскол.

Старообрядцы – восстали. А государство в ответ – вводит 12 указов: жечь староверов в срубах, казнить смертью перекрещивающих в старую веру, бить кнутом и ссылать тайных сторонников древних обрядов, а также их укрывателей.


Староверы стали уходить. Везде, где бы ни они не оказывались, старообрядцы осваивали новые земли, создавали общины, свято хранили обычаи старины, культуру и русский язык. Сильная вера строится на сильном характере. Условия выживания очень жесткие. Тайга, целина. Поэтому можно сказать о потомственном генетическом решете – старообрядцами были и остаются люди в генах, которых жила и живёт Сила и Вера.

До Красной революции старообрядцы составляли 70% населения Боровска. В Боровске с самого 17 века (с начала раскола!) существуют старообрядческие общины и действует одна старообрядческая церковь из трёх существовавших ранее. Думаю, это говорит о многом.

Мы на холме, где раньше располагалась Боровская крепость. Вид на речку Протву


Красота!


Какая прекрасная панорама открывается с древнего Боровского холма… Трудно представить, что сзади нас находится то самое место, где уморили голодом в земляной яме боярыню Морозову…




Тёмная история Боровска


Действующие лица: сёстры Соковнины Феодосия (в замужестве Морозова) и Евдокия (в замужестве Урусова), протопоп Аввакум, царь Алексей Михайлович Тишайший. Время действия: 17 век, Раскол.

Знаете, скорее всего, я бы написала об этом более спокойно, более кратко и сухо, если бы случайно не прочитала книгу Сергея Алексеева «Скорбящая вдова». Алексеев – автор мною очень уважаемый, он профессионал, и поэтому просто так, ничего не напишет. У него выверено каждое слово. К тому же он писал этот роман 12 лет. Наверное, это было трудно. Роман написан дивным языком, но читать его очень тяжело. Потому что слишком живые там и Феодосья Морозова, и неугомонный Аввакум. Все сразу вспоминают картину Сурикова, при упоминании имени боярыни Морозовой – вскинутое двуперстие, бескровное лицо, за санями бежит её младшая сестра княгиня Урусова. Она – символ «древлей веры». Вот это характер. Так принято считать.




Но дело в том, что Феодосия Морозова была прежде всего женщиной. Женщиной. И не встреться на её пути неугомонный старец Аввакум, возможна и судьба бы её была более счастливой. Она ведь была необыкновенно красивой. Очень богатой (наследница знатного рода Морозовых, а это: более 20 медных рудников, 8 литейных мастерских, 50 деревень, огромные земельные угодья в Поволжской и Архангельской волостях, несколько жилых домов в Москве и других городах, а также сотни тысяч рублей). Несчастной (раннее вдовство, ей было всего 30 лет). И доброй. Ведь она привечала всех нищих, бездомных, убогих, блаженных, немощных. Богатства свои тратила не на собольи душегрейки, а на дела – добрые. Может она любить хотела? Может она детей родить ещё хотела? А носила вериги и отреклась от земных страстей. Это ей старец Аввакум советовал. Неугомонный был человек.

Аввакум Петрович Кондратьев родился в селе Григорове Нижегородской области в семье священника сельской церкви. Женился на сироте Настасье Марковне, дочери кузнеца, из того же села. От Бога ему был дар – завораживающая речь. Его очарованно слушали все – от простого крестьянина до самого царя Алексея Михайловича. Но вот нрав Аввакума…. Его называли «огнепальный». Есть такие люди, которые могут поругаться даже с камнем. Таким неистовым человеком был и Аввакум Петрович. В первый раз поругался с односельчанами – его выгнали из села. Дальше он ругался со всеми. На любимую жену подымал руку, колотил бедную жутко. «Всегда я такой, окаянный, сердит, дратца лихой». Безудержен он был всегда и везде. Перед тем как служить Божественную литургию, он почти не спал, проводя время за чтением. В колокол благовестил сам. На службе он учил прихожан стоять с благоговением и до самого отпуста не выходить из храма. После обедни читал душеполезное поучение. Дальше обед и сон 2 часа. Снова книга. Затем служил вечерню и павечерницу, а после ужина еще читал дополнительные каноны и молитвы. С наступлением ночи, уже в потемках, Аввакум клал земные поклоны: сам делал 300 поклонов, говорил 600 молитв Исусовых и 100 молитв Богородице; супруге всё же делал снисхождение: «понеже робятка у нее пищат» – 200 поклонов и 400 молитв.

Смена веры со старой «древлей» на новую «щепотную» для Аввакума, вернее для его характера, была как дождь для иссушённой почвы. Он немедля восстал. Он ринулся на защиту веры. Его выгнали из священников. Посадили в земляную яму – в Пафнутьев-Боровском монастыре. Игумена монастыря проинструктировали: «Вы б его, Аввакума, приняли и велели посадить в тюрьму, и приказали беречь накрепко с великим опасением, что б он с тюрьмы не ушел и дурна никакова бы над собой не учинил, и чернил и бумаги ему не давать, и никого к нему пускать не велеть».

А писать Аввакум мог как никто. Изумительная, сочная, полная солёного юмора народная речь, он как будто видит человека, для которого пишет. А пишет, не много ни мало, а своё личное «Житиё». То есть излишней скромностью протопоп не страдал. Для него есть только один авторитет – сам Христос, а долее царь ли, воевода ли, боярыня, стрелец, холоп – нет никакой разницы.
Боярыню Морозову он любил. Она ж ему деньги давала, помогала, была его духовной дочерью. Свою духовную дочь он ругательски ругает за малейшую провинность, надевает на неё вериги, запрещает ей выходить замуж, предлагает ей подстричься в монахини. При этом у самого Аввакума детишек штук 12.

В результате Феодосья Морозова тайно приняла схиму, оскорбила царя отказом ехать на его свадьбу. Он как раз венчался с новой царицей Натальей Нарышкиной, сразу после, как нельзя кстати, резко почившей в бозе, Марии Милославской. Тишайший царь, к слову, очень лояльно до этого относился к боярыне. Она ему нравилась. Её пытались увещевать. Она отказалась. Отобрали вотчины. Повесили цепь на шею, посадили в острог, пытали на дыбе. Вместе с ней мучили её сестру. Отравили её единственного любимого сына. Сослали в Боровский острог. Посадили в земляную яму. Уморили голодом. Г-о-л-о-д-о-м. А она не была житийная героиня, она страдала, она кушать хотела. Умоляла стражника: «Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися? И убо аще живы, помолимся о них и о тебе; аще ж умроша - помянем их. Умилосердися, раб Христов! Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми колачика, хотя бы мало сухариков, хотя бы яблоко или огурчик»…

Самого Аввакума после многолетнего заключения в земляной тюрьме сожгли в срубе в Пустозёрске. Жену его и детей его тоже посадили в земляную яму. У Урусовой в опале оказались трое малолетних её детей.
Аввакум писал Феодосии Прокопиевне: «Ну тово полна, побоярила, надобе попасть в небесное боярство»… «Свет моя, ещё ли ты дышишь? Друг мой сердечный, ещё ли ты дышишь… Поведай мне старцу грешну, един глагол: жива ли ты?»…

Это происходило в самом Боровске. Наверное, потому, что город – истово старообрядческий, чтобы запугать. В 1675 году. В слободе, которую позднее стали называть Палачёвкой. Только название места заточения странно меняется. По одному источнику - в Боровском Рождественском девичьем монастыре. По-другому – уже не в монастыре, а в Боровском остроге, который находился в Боровской крепости. Может стыдно об этом писать? Потом на ЭТОМ САМОМ месте построили райком. Посадили серебристые ели. Сейчас здесь Боровский районный суд.
И часовню всё-таки недавно построили. На месте гибели боярыни и княгини - её сестры, а также их подруги Марьи Даниловой, жены стрелецкого головы. В основании часовни (в подземную часть часовни – подвал) положили надгробие с могилы сестер. Закладку часовни освятили старообрядческие священнослужители из Москвы. Обычно на такие места возлагают цветы, но здесь почему-то хочется положить кусочек сухарика….

Часовня в память о Боярыне










...

Липа цветёт…


Виды Боровска…


«Параллельный город» - фрески Владимира Овчинникова





Сайт В.Овчинникова «Параллельный город»
Сайт о Боровске «Старый Боровск»
Страничка на Pamsik.ru о В.Овчинникове и Э.Частиковой
Стихи Э.Частиковой

Рассказ «Боровск. Старинный. Русский. Город»

Посты по русским городам:

Глобус Боровска
Александровский Кремль. История Короля Пик
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Зимние прогулки по Твери
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Кострома. Ипатьевский монастырь
Путеводитель по Торжку
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»
Смоленские сады: Городской Парк «Блонье». Кафе «Русский двор»
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря
Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке

Comments

( 131 Капля росы — Взмахнуть пером )
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
olgrig
1 апр, 2013 16:34 (UTC)
вот буквально вчера утром вспоминали староверцев!!!
и говорили о том, что ИСТИННАЯ вера может быть ТОЛЬКО ФАНАТИЧНОЙ!!! Если есть малейшее сомнение - это уже не ВЕРА!

Как тебе этот крест?
http://photo.qip.ru/users/olgrig/95254138/
pamsik
1 апр, 2013 16:59 (UTC)
Спасибо, интересные фото. А что это за крест? Откуда?

Насчет понимания понятия "истинная вера", я думаю, что фанатичность это крайность, или ложное восприятие людьми таких отношений с Богом, когда отсутствует слабость и нет места приспособленчеству.
Гораздо более тяжкий грех не личные отношения с Небом, а насилие над личностью, жестокость, косность ума...
(без темы) - olgrig - 1 апр, 2013 21:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 07:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olgrig - 2 апр, 2013 11:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 11:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olgrig - 2 апр, 2013 11:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 12:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olgrig - 2 апр, 2013 14:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 16:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olgrig - 2 апр, 2013 19:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 3 апр, 2013 08:06 (UTC) - Развернуть
livejournal
1 апр, 2013 17:21 (UTC)
Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова
Пользователь deligent сослался на вашу запись в записи «Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова» в контексте: [...] помилуй мя, даждь ми колачика, хотя бы мало сухариков, хотя бы яблоко или огурчик»…) [...]
livejournal
1 апр, 2013 17:41 (UTC)
Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова
Пользователь mysea сослался на вашу запись в записи «Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова» в контексте: [...] Оригинал взят у в Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова [...]
il_ducess
1 апр, 2013 18:40 (UTC)
Спасибо за рассказ:)) Он такой человеческий:))
А то теперь Боровск такой прямо святой город:)))
pamsik
2 апр, 2013 07:45 (UTC)
Спасибо, Ира!)
Удивительно, что про часовню эту мало кто знает, или выражаясь современными терминами её не "пиарят".
Вот посмотреть фрески Овчинникова это да, именно за этим едут в Боровск. Старообрядческая история как-то замалчивается.
А ещё там есть потрясающее по красоте место - село Красное. Там церковь Михаила Архангела и ржаное поле.
И в поле том, не поверишь (!) стоит (установлен) памятный камень Михаилу Бренку, двойнику Дмитрия Донского в Куликовской битве, его названному брату! Что просто невероятно! И я знаю (предполагаю) чья это идея...

(без темы) - il_ducess - 2 апр, 2013 08:39 (UTC) - Развернуть
2babochki
1 апр, 2013 18:46 (UTC)
Как то Боровск, у меня больше с Циолковским ассоциировался. А тут такая история. Спасибо, не знала.
pamsik
2 апр, 2013 07:38 (UTC)
Боровск вообще во всех значениях замечательный город. Мало того, что он умудрился сохранить свою теплую, уютную т.н. провинциальность, так ещё при этом он держит марку тем, что его постоянно приводят в порядок, город не выглядит запущенный или забытым. Церкви потихонечку восстанавливаются, центр отремонтировали, дорогу (!) сделали, до Боровска она практически идеальная (благодаря близости Этномира), а была колдобина на колдобине.
И конечно же Овчинникову поклон и искренняя благодарность. Он же весь город разрисовал! Вот куда бы там не пошел, везде его замечательные фрески!)
Сейчас ещё и памятник сделал Циолковскому). А вот в его музей попасть никак не удается)(.





А эту часовню я давно искала. О ней как-то мало говорится, мало кто знает...

Edited at 2013-04-02 07:39 (UTC)
(без темы) - anyamama - 20 июн, 2013 08:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 24 июн, 2013 18:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anyamama - 24 июн, 2013 19:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 19 июл, 2013 15:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anyamama - 31 июл, 2013 07:44 (UTC) - Развернуть
livejournal
1 апр, 2013 19:19 (UTC)
И ОГНЕМ, И МЕЧОМ, И... ГОЛОДОМ, ЕСЛИ ТЫ НЕ НАШ.....
Пользователь vs_2012 сослался на вашу запись в записи «И ОГНЕМ, И МЕЧОМ, И... ГОЛОДОМ, ЕСЛИ ТЫ НЕ НАШ.....» в контексте: [...] нал взят у в Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова [...]
pamsik
2 апр, 2013 07:54 (UTC)
Спасибо, Олежек!
Я сейчас как раз читаю книгу "Жили были старик со струхой" Елены Катишонок, награжденную премией "Ясная Поляна", так вот она про семью (род) староверов. Очень интересно. Какие же все-таки это сильные люди...
(без темы) - ivanoleg - 2 апр, 2013 16:41 (UTC) - Развернуть
cr2
1 апр, 2013 19:54 (UTC)
На днях в Калугу ездил, проезжал по тем местам. Нужно будет навестить и Боровск.
pamsik
2 апр, 2013 07:52 (UTC)
Мы летом в Боровск довольно часто ездим. И каждый раз им наслаждаюсь. Чувство довольно редкое в отношении многих наших т.н. провинциальных городов.
Однажды стоя на мостике через Истерьму, увидели купола церкви, спросили где это. Оказалось - село Красное.
И там! Леша, установили рядом с храмом в поле памятник Михаилу Бренку, оруженосцу Дмитрия Донского, который поменялся с ним доспехами в Куликовской битве, и был убит, что дезориентировало татар. Я лично была потрясена. У нас историю сам знаешь как "любят", а тут память всем забытому Бренку отдали... Меня это тронуло до глубины души.



(без темы) - cr2 - 2 апр, 2013 08:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 08:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cr2 - 2 апр, 2013 08:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - junet - 2 апр, 2013 14:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 14:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - junet - 2 апр, 2013 15:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 15:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anyamama - 20 июн, 2013 08:39 (UTC) - Развернуть
v_andreev
1 апр, 2013 22:50 (UTC)
" Старообрядцы – восстали. А государство в ответ – вводит 12 указов: жечь староверов в срубах, казнить смертью перекрещивающих в старую веру, бить кнутом и ссылать тайных сторонников древних обрядов, а также их укрывателей." -
- это откуда? Источник (документ)?
pamsik
2 апр, 2013 07:53 (UTC)
Да скорее всего это из романа Сергея Алексеева информация.
А что не так?
(без темы) - o_apankratov - 2 апр, 2013 08:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 08:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - o_apankratov - 2 апр, 2013 08:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 09:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - o_apankratov - 2 апр, 2013 10:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 11:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - o_apankratov - 2 апр, 2013 11:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 12:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - o_apankratov - 2 апр, 2013 15:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 15:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - o_apankratov - 2 апр, 2013 15:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 15:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - o_apankratov - 2 апр, 2013 16:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 16:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - o_apankratov - 2 апр, 2013 16:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 3 апр, 2013 07:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - o_apankratov - 3 апр, 2013 08:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 3 апр, 2013 08:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - o_apankratov - 3 апр, 2013 08:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 3 апр, 2013 09:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - o_apankratov - 3 апр, 2013 09:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 3 апр, 2013 14:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - o_apankratov - 3 апр, 2013 14:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 3 апр, 2013 15:17 (UTC) - Развернуть
mu_pankratov
2 апр, 2013 04:21 (UTC)
Што-то автор в некоторых местах- загнул! Во первых Аввакум до старца не дожил, а с боярыней знаком был, кады ему- лет 30-40 было. И про 12-ть детей ))).
Самое главное про боярыню, даже не то что она за Истину пострадала как Жанна Д,Арк, а то што у неё был выбор- один раз перекрестись перед царем щепотью и ВСЁ! Ты опять свободна и самая богатая женщина на Руси.
Кстати, очень хороший 20 серийный фильм -"Раскол", режиссер Н.Н.Досталь приезжал к нам консультироваться постоянно.
http://films-online.su/news/raskol_1_2_serija_iz_16_2011/2011-09-17-8561
pamsik
2 апр, 2013 09:16 (UTC)
Я сейчас посмотрела в Википедии, Аввакум прожил ~62 года (1620-1682), Феодосия Морозова - 43 года, и общались они, в то время, когда ему было ~лет 50. Старцем, безусловно, его рано называть, но уже не добрый молодец...

Сила воли, духа, силы души, крепость веры - впечатляет, да ещё как... Щепотью соль берут, считали(ют) староверы...

Спасибо, что напомнили по фильм. Я его как раз и не смотрела, была в отъезде, хотя очень хотела. Вообще, признаюсь, крайне не люблю художественные изложения истории, и даже статус фамилии режиссера не помогает... Смотрела как-то фильм Хотиненко "1612" и вышла просто в изнеможении от ужаса. Ну как можно было снимать в образе князя Пожарского упитанного Пореченкова, ну как? Жаль, что нет документальных сериалов про староверов.
Мне кажется, что как бы сейчас считается, что это крайне маленький процент российского населения...

Edited at 2013-04-02 09:17 (UTC)
(без темы) - mu_pankratov - 2 апр, 2013 09:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 11:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mu_pankratov - 2 апр, 2013 11:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 12:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mu_pankratov - 2 апр, 2013 11:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 12:35 (UTC) - Развернуть
father_igni
2 апр, 2013 10:42 (UTC)
прочитал и сразу работа по боку
изучаю историю того периода :)
pamsik
2 апр, 2013 11:36 (UTC)
Андрей, а ты не читал Сергея Алексеева?? Если нет, то я тебе завидую). У него потрясающая просто серия про "Сокровища Валькирии", непростая, как может показаться из названия, а глубокая, многослойная. Остальное можно уже читать по желанию, про староверов они пишет довольно часто. "Скорбящая вдова" единственный его роман, который написан певуче, таким мелодичным речитативом, но а сама книга печальная.
И ещё вот, почитай обязательно про староверов с Алтая , я эту статью просто обожаю.
(без темы) - father_igni - 2 апр, 2013 11:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 11:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - father_igni - 2 апр, 2013 11:55 (UTC) - Развернуть
livejournal
2 апр, 2013 15:00 (UTC)
И ОГНЕМ, И МЕЧОМ, И... ГОЛОДОМ, ЕСЛИ ТЫ....... НЕ НАШ.
Пользователь krutina сослался на вашу запись в записи «И ОГНЕМ, И МЕЧОМ, И... ГОЛОДОМ, ЕСЛИ ТЫ....... НЕ НАШ.» в контексте: [...] нал взят у в Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова [...]
mujer_soleada
2 апр, 2013 18:42 (UTC)
Хороший пост получился. Для меня этот рассказ делают даже не фотографии и не легко читаемое изложение истории и причин старобрядчества (хотя всё это, и фото, и историческая часть, как всегда, на уровне), а необычная подача сведений о Феодосии Морозовой, под "женским углом". Человечно получилось, эмоционально. Даже прослезилась, читая слова, обращенные ею к стражнику...
Я тоже немного писала про старообрядчество в Москве (Рогожский поселок) и в друзьях у меня благодаря этому появился поп-старообрядец из Саратова, удивительный подвижник, только давно его что-то в жж не видно, хотя и догадываюсь почему. Если что заинтересовало, дам ссылки, сейчас просто это затруднительно, не со своего компа пишу.
pamsik
3 апр, 2013 08:15 (UTC)
Слушай, как всё это интересно. Я сейчас зайду к тебе и поищу сама)))
Эмоции во мне пробудила книга Алексеева "Скорбящая вдова". Она так необычно написана, её как будто не читаешь, а пропеваешь про себя, такой язык используется как бы старославянский плюс определенная ритмика. Не знаю, честно говоря, как автору удалось сохранить, выдержать эту интонацию от начала и до конца. При возможности очень тебе советую её прочитать. Сергей Алексеев уникальный писатель. Он довольно часто в своих романах касается темы староверчества, вот только не помню точно их названия, надо посмотреть.

*а первую старообрядческую церковь я увидела во Гжели, и помнится мне, та-ак удивилась. Мне казалось, что старообрядцы остались только в книгах и в тайге...
(без темы) - mujer_soleada - 4 апр, 2013 10:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 5 апр, 2013 15:34 (UTC) - Развернуть
maya_cooks
2 апр, 2013 19:08 (UTC)
Никогда на думала о том, где это происходило. А зря!
pamsik
3 апр, 2013 07:57 (UTC)
Да уж, "хорошо" нам преподавали историю...
У нас и сейчас старообрядчество игнорируется общественным вниманием, считается что его как бы нет, что это некие "остатки", и чего там о них говорить...
Если говорить не о фактических событиях, а о людях, то роман Алексеева "Скорбящая вдова" меня просто потряс, сразу все эти далекие исторические персонажи приблизились...
(без темы) - maya_cooks - 3 апр, 2013 14:05 (UTC) - Развернуть
mocksun
2 апр, 2013 21:09 (UTC)
Люблю этот город, у меня там друзья живут.
pamsik
3 апр, 2013 07:52 (UTC)
Я тоже люблю Боровск). Всегда с радостью туда заезжаем, а иногда даже и целенаправленно). Обожаю гулять ближе к реке, там где мостик). Там столько фресок Овчинникова, причем в самых неожиданных местах, такие симпатичные домики, улицы, шикарные огороды)), и как понимаю там в речке даже купаться можно). Глаза отдыхают от города, и наслаждаются приятным пейзажем)).


(без темы) - mocksun - 3 апр, 2013 08:58 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 131 Капля росы — Взмахнуть пером )

Latest Month

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com