?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Боровск. Старинный. Русский. Город»

…Оказывается Боровск – это старинный старообрядческий город. До Красной революции старообрядцы составляли 70% населения Боровска.
…17 век. Россия. Старообрядцы – восстали. А государство в ответ – вводит 12 указов: жечь староверов в срубах, казнить смертью перекрещивающих в старую веру, бить кнутом и ссылать тайных сторонников древних обрядов, а также их укрывателей.


…Дело в том, что Феодосия Морозова была прежде всего женщиной. Женщиной. И не встреться на её пути неугомонный старец Аввакум, возможна и судьба бы её была более счастливой. Она ведь была необыкновенно красивой. Очень богатой.
…Её пытались увещевать. Она отказалась. Отобрали вотчины. Повесили цепь на шею, посадили в острог, пытали на дыбе. Вместе с ней мучили её сестру. Отравили её единственного любимого сына. Сослали в Боровский острог. Посадили в земляную яму. Уморили голодом. Г-о-л-о-д-о-м.
Часовню в Боровске всё-таки недавно построили. На месте гибели боярыни и княгини - её сестры, а также их подруги Марьи Даниловой, жены стрелецкого головы. Обычно на такие места возлагают цветы, но здесь почему-то хочется положить кусочек сухарика….



Старообрядческая история Боровска


Вот странное дело. Оказывается Боровск – это старинный старообрядческий город. А это сразу говорит о многом. Знаете, я давно уже интересовалась историей старообрядчества – кто, что, почему. Потому что, считается, что вроде как все об этом знают: был Никон, старообрядцы крестились двоеперстно, а всех остальных называли «щепотниками», с ними расправлялись, они сопротивлялись и убегали в тайгу. Но я не помню, чтобы где-то читала что-то глубокое и объективное по этому «предмету». А Боровск – помог, дал толчок, поэтому не могу обойти вниманием эту историю, и постараюсь доступно и ёмко рассказать суть.
Действующие персонажи: патриарх Никон и старообрядцы. Время действия – 17 век.
Почему то, читая о патриархе Никоне, всегда складывается (или рисуется кем-то) впечатление, что это недалёкий человек, капризный, жадненький, упёртый, который вот так сразу – бац, не подумав, ввел новые религиозные правила и в результате получился раскол.
Но это был очень умный, жёсткий, дальновидный, принципиальный человек. Властный. Его судьба необычна и ни с чем не сравнима….


читать всю главу здесь


…Можно сказать, что к церковной реформе привели «объективные причины». При этом не учли сущую малость – русский народный характер. Стали древнеславянские книги-оригиналы переписывать по греческим канонам – «дабы привести в единообразие».
Также повелели креститься тремя перстами, повторять возглас «Аллилуйя» три раза, служить литургию на пяти просфорах, писать имя Иисус, а не Исус, наряду с восьмиконечным крестом признавать четырехконечный, печатать просфоры четырехконечным крестом, крестные ходы проводить против солнца и др. При этом торопливо и круто, требовали немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Для подстраховки провели церковный Собор, на котором снова подтвердили эти постановления.
Старорусские обряды предавались осмеянию. Исполнитель сего – Никон. За его спиной – Тишайший царь.

Но опять же – забыли! – русский характер. Он не терпит насилия. И понеслось. Раскол.

Старообрядцы – восстали. А государство в ответ – вводит 12 указов: жечь староверов в срубах, казнить смертью перекрещивающих в старую веру, бить кнутом и ссылать тайных сторонников древних обрядов, а также их укрывателей.


Староверы стали уходить. Везде, где бы ни они не оказывались, старообрядцы осваивали новые земли, создавали общины, свято хранили обычаи старины, культуру и русский язык. Сильная вера строится на сильном характере. Условия выживания очень жесткие. Тайга, целина. Поэтому можно сказать о потомственном генетическом решете – старообрядцами были и остаются люди в генах, которых жила и живёт Сила и Вера.

До Красной революции старообрядцы составляли 70% населения Боровска. В Боровске с самого 17 века (с начала раскола!) существуют старообрядческие общины и действует одна старообрядческая церковь из трёх существовавших ранее. Думаю, это говорит о многом.

Мы на холме, где раньше располагалась Боровская крепость. Вид на речку Протву


Красота!


Какая прекрасная панорама открывается с древнего Боровского холма… Трудно представить, что сзади нас находится то самое место, где уморили голодом в земляной яме боярыню Морозову…




Тёмная история Боровска


Действующие лица: сёстры Соковнины Феодосия (в замужестве Морозова) и Евдокия (в замужестве Урусова), протопоп Аввакум, царь Алексей Михайлович Тишайший. Время действия: 17 век, Раскол.

Знаете, скорее всего, я бы написала об этом более спокойно, более кратко и сухо, если бы случайно не прочитала книгу Сергея Алексеева «Скорбящая вдова». Алексеев – автор мною очень уважаемый, он профессионал, и поэтому просто так, ничего не напишет. У него выверено каждое слово. К тому же он писал этот роман 12 лет. Наверное, это было трудно. Роман написан дивным языком, но читать его очень тяжело. Потому что слишком живые там и Феодосья Морозова, и неугомонный Аввакум. Все сразу вспоминают картину Сурикова, при упоминании имени боярыни Морозовой – вскинутое двуперстие, бескровное лицо, за санями бежит её младшая сестра княгиня Урусова. Она – символ «древлей веры». Вот это характер. Так принято считать.




Но дело в том, что Феодосия Морозова была прежде всего женщиной. Женщиной. И не встреться на её пути неугомонный старец Аввакум, возможна и судьба бы её была более счастливой. Она ведь была необыкновенно красивой. Очень богатой (наследница знатного рода Морозовых, а это: более 20 медных рудников, 8 литейных мастерских, 50 деревень, огромные земельные угодья в Поволжской и Архангельской волостях, несколько жилых домов в Москве и других городах, а также сотни тысяч рублей). Несчастной (раннее вдовство, ей было всего 30 лет). И доброй. Ведь она привечала всех нищих, бездомных, убогих, блаженных, немощных. Богатства свои тратила не на собольи душегрейки, а на дела – добрые. Может она любить хотела? Может она детей родить ещё хотела? А носила вериги и отреклась от земных страстей. Это ей старец Аввакум советовал. Неугомонный был человек.

Аввакум Петрович Кондратьев родился в селе Григорове Нижегородской области в семье священника сельской церкви. Женился на сироте Настасье Марковне, дочери кузнеца, из того же села. От Бога ему был дар – завораживающая речь. Его очарованно слушали все – от простого крестьянина до самого царя Алексея Михайловича. Но вот нрав Аввакума…. Его называли «огнепальный». Есть такие люди, которые могут поругаться даже с камнем. Таким неистовым человеком был и Аввакум Петрович. В первый раз поругался с односельчанами – его выгнали из села. Дальше он ругался со всеми. На любимую жену подымал руку, колотил бедную жутко. «Всегда я такой, окаянный, сердит, дратца лихой». Безудержен он был всегда и везде. Перед тем как служить Божественную литургию, он почти не спал, проводя время за чтением. В колокол благовестил сам. На службе он учил прихожан стоять с благоговением и до самого отпуста не выходить из храма. После обедни читал душеполезное поучение. Дальше обед и сон 2 часа. Снова книга. Затем служил вечерню и павечерницу, а после ужина еще читал дополнительные каноны и молитвы. С наступлением ночи, уже в потемках, Аввакум клал земные поклоны: сам делал 300 поклонов, говорил 600 молитв Исусовых и 100 молитв Богородице; супруге всё же делал снисхождение: «понеже робятка у нее пищат» – 200 поклонов и 400 молитв.

Смена веры со старой «древлей» на новую «щепотную» для Аввакума, вернее для его характера, была как дождь для иссушённой почвы. Он немедля восстал. Он ринулся на защиту веры. Его выгнали из священников. Посадили в земляную яму – в Пафнутьев-Боровском монастыре. Игумена монастыря проинструктировали: «Вы б его, Аввакума, приняли и велели посадить в тюрьму, и приказали беречь накрепко с великим опасением, что б он с тюрьмы не ушел и дурна никакова бы над собой не учинил, и чернил и бумаги ему не давать, и никого к нему пускать не велеть».

А писать Аввакум мог как никто. Изумительная, сочная, полная солёного юмора народная речь, он как будто видит человека, для которого пишет. А пишет, не много ни мало, а своё личное «Житиё». То есть излишней скромностью протопоп не страдал. Для него есть только один авторитет – сам Христос, а долее царь ли, воевода ли, боярыня, стрелец, холоп – нет никакой разницы.
Боярыню Морозову он любил. Она ж ему деньги давала, помогала, была его духовной дочерью. Свою духовную дочь он ругательски ругает за малейшую провинность, надевает на неё вериги, запрещает ей выходить замуж, предлагает ей подстричься в монахини. При этом у самого Аввакума детишек штук 12.

В результате Феодосья Морозова тайно приняла схиму, оскорбила царя отказом ехать на его свадьбу. Он как раз венчался с новой царицей Натальей Нарышкиной, сразу после, как нельзя кстати, резко почившей в бозе, Марии Милославской. Тишайший царь, к слову, очень лояльно до этого относился к боярыне. Она ему нравилась. Её пытались увещевать. Она отказалась. Отобрали вотчины. Повесили цепь на шею, посадили в острог, пытали на дыбе. Вместе с ней мучили её сестру. Отравили её единственного любимого сына. Сослали в Боровский острог. Посадили в земляную яму. Уморили голодом. Г-о-л-о-д-о-м. А она не была житийная героиня, она страдала, она кушать хотела. Умоляла стражника: «Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися? И убо аще живы, помолимся о них и о тебе; аще ж умроша - помянем их. Умилосердися, раб Христов! Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми колачика, хотя бы мало сухариков, хотя бы яблоко или огурчик»…

Самого Аввакума после многолетнего заключения в земляной тюрьме сожгли в срубе в Пустозёрске. Жену его и детей его тоже посадили в земляную яму. У Урусовой в опале оказались трое малолетних её детей.
Аввакум писал Феодосии Прокопиевне: «Ну тово полна, побоярила, надобе попасть в небесное боярство»… «Свет моя, ещё ли ты дышишь? Друг мой сердечный, ещё ли ты дышишь… Поведай мне старцу грешну, един глагол: жива ли ты?»…

Это происходило в самом Боровске. Наверное, потому, что город – истово старообрядческий, чтобы запугать. В 1675 году. В слободе, которую позднее стали называть Палачёвкой. Только название места заточения странно меняется. По одному источнику - в Боровском Рождественском девичьем монастыре. По-другому – уже не в монастыре, а в Боровском остроге, который находился в Боровской крепости. Может стыдно об этом писать? Потом на ЭТОМ САМОМ месте построили райком. Посадили серебристые ели. Сейчас здесь Боровский районный суд.
И часовню всё-таки недавно построили. На месте гибели боярыни и княгини - её сестры, а также их подруги Марьи Даниловой, жены стрелецкого головы. В основании часовни (в подземную часть часовни – подвал) положили надгробие с могилы сестер. Закладку часовни освятили старообрядческие священнослужители из Москвы. Обычно на такие места возлагают цветы, но здесь почему-то хочется положить кусочек сухарика….

Часовня в память о Боярыне










...

Липа цветёт…


Виды Боровска…


«Параллельный город» - фрески Владимира Овчинникова





Сайт В.Овчинникова «Параллельный город»
Сайт о Боровске «Старый Боровск»
Страничка на Pamsik.ru о В.Овчинникове и Э.Частиковой
Стихи Э.Частиковой

Рассказ «Боровск. Старинный. Русский. Город»

Посты по русским городам:

Глобус Боровска
Александровский Кремль. История Короля Пик
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Зимние прогулки по Твери
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Кострома. Ипатьевский монастырь
Путеводитель по Торжку
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»
Смоленские сады: Городской Парк «Блонье». Кафе «Русский двор»
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря
Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке

Comments

v_andreev
1 апр, 2013 22:50 (UTC)
" Старообрядцы – восстали. А государство в ответ – вводит 12 указов: жечь староверов в срубах, казнить смертью перекрещивающих в старую веру, бить кнутом и ссылать тайных сторонников древних обрядов, а также их укрывателей." -
- это откуда? Источник (документ)?
pamsik
2 апр, 2013 07:53 (UTC)
Да скорее всего это из романа Сергея Алексеева информация.
А что не так?
o_apankratov
2 апр, 2013 08:11 (UTC)
Это не из романа, а исторический документ: http://rpsc.ru/misc/other/dvenadtsat-statey-tsarevnyi-sofi
pamsik
2 апр, 2013 08:40 (UTC)
Большое, большое спасибо!
Сейчас такая странная обстановка с историей России, что очень часто писатели, а не "историки" помогают разобраться с правдой и небылицами...
А Сергей Алексеев особый дар. Всегда после прочтения его книг остаётся ощущение, что получил некоторую порцию очень важной информации, зашифрованной в каком-либо сюжете. Особенно это касается его серии про Соль...
o_apankratov
2 апр, 2013 08:56 (UTC)
У старообрядцев благодарят словами "Спаси Христос":)
Рекомендовал бы историю изучать всё же не по беллетристике, есть масса более серьёзных источников и исследований.
pamsik
2 апр, 2013 09:44 (UTC)
Спаси Христос!))
Приятно выговаривать эти слова, и всё никак не могу избавиться от привычки говорить "спасибо", про которое читала интересные толкования вот здесь.

Знаю, знаю, историей надо интересоваться, искать истину, уходить от массово предлагаемых однобоких интерпретаций тех или иных событий. Потихоньку читаю... В основном Льва Гумилева. Сейчас пытаюсь читать Олега Платонова...

И прошу прощения за вопрос - на снимке старообрядческая часовня, а в чем её основные отличия от православной?
o_apankratov
2 апр, 2013 10:12 (UTC)
К сожалению, и Гумилёв, и Платонов скорее идеологи, чем историки :( Хотя некая фактология есть и у них ...
Часовня же и есть православная, поскольку старообрядцы и убеждены, что они суть истинно - православные. Отличия же в том, что староверы никогда не поставят на своём храме или часовне невосьмиконечного креста, например ...
pamsik
2 апр, 2013 11:11 (UTC)
Не соглашусь насчет Гумилева, очень люблю и уважаю его. Платонов озадачивает, хотя бы полным перевертыванием в сознании, например, прочного закрепившегося образа Григория Распутина как пьяницы и непонятно кого. Он же очень убедительно развенчивает этот проплаченный миф и доказывает совершенно обратное.
Сейчас буду читать у него историю купеческих родов в "1000 лет русского предпринимательства", полагаю что староверческая линия там присутствует точно.
o_apankratov
2 апр, 2013 11:29 (UTC)
Гумилёв пытается "реабилитировать" татаро - монгольское нашествие, что, увы, антиисторично. О Распутине немало писали дорев. старообр. журналы, к-рым мы доверяем больше Платонова. Они его версию отнюдь не подтверждают. А вот книга про предпринимателей у него, действительно, неплохая.
pamsik
2 апр, 2013 12:16 (UTC)
Вы знаете, отец Александр, всё это сложная тема, неоднозначная.
Даже сейчас, например, если хотят опорочить человека, достаточно про него сказать, что он "алкоголик и наркоман" и черное дело будет сделано. Это известный полицейский приём.
Отмыться будет крайне сложно, да и практически невозможно.
Платонов пишет про влияние масонов, которым нужно было убрать Николая II, поставить вместо него дядю "Большого Николая", и заставить Россию втянуться в Первую Мировую как можно раньше. Сливы информации, порочащей честь и достоинство царя, были инициированы ими, и не исключено, что старообрядческая пресса была чиста от них. Ведь даже Рябушинский был масоном...

Гумилев, на мой взгляд, пытается не "реабилитировать татаро-монгольское иго", а не оправдывать действия множества удельных князей, из-за которых горели города и гибли люди, когда можно было (хотя и не всегда, конечно) найти общий язык с Ордой. Александр Невский, который вырос в Орде, сумел стать русским народным героем-пассионарием, сохранив уважение и сумев не поссориться с татарами... У нас же как легенды слагать - так мы первые (пример о Евпатии Коловрате и Рязани), а как дань заплатить, так гори город огнем.
Гумилева за многое можно уважать. Безусловно, с ним можно и не соглашаться, но читать - обязательно.

А на что еще Вы бы посоветовали обратить внимание?)
o_apankratov
2 апр, 2013 15:23 (UTC)
У Платонова есть ссылки на архивы с протоколами заседаний масонских лож?:)
А не оправдывать своих, какие бы те не были, в условиях войны или иноземного завоевания и есть реабилитация чужих :(
Обращать же внимание стоило бы в первую очередь на классику: Татищев, Карамзин, Соловьёв, Ключевский. Это не значит, что у них всё бесспорно, но без этой базы вряд ли возможно всерьёз изучить данный вопрос.
pamsik
2 апр, 2013 15:43 (UTC)
Полагаю, что он имел на руках документы, которыми может подтвердить написанное.
Помните, ещё Александр Невский сказал: "Вся Сила - в Правде". Глупость или подлость, жадность и тд. как не оправдывай, так они ими и останутся и эти понятия вне национальности.

Классику возьму на заметку, но (вздыхаю), боюсь, что всех мне не осилить. *;0
o_apankratov
2 апр, 2013 15:51 (UTC)
Простите, полагать можно много чего. Если выводы автора не подкреплены ссылками на источники, безоговорочно доверять им вряд ли серьёзно.
Рассуждать о глупости и пр. можно в спокойной обстановке. А в условиях конфликта, когда идёт война или мы под вражьим игом, "обличение" своих нередко суть подыгрывание неприятелю :(
Всех, может,и не осилите, но хоть что-то из кого-то ...
pamsik
2 апр, 2013 15:55 (UTC)
Отец Александр, так у него в конце каждой книги есть список используемых источников. ...
o_apankratov
2 апр, 2013 16:16 (UTC)
Должны быть сноски в самом тексте, список в конце - признак по меньшей мере дилетантизма :(
(без темы) - pamsik - 2 апр, 2013 16:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - o_apankratov - 2 апр, 2013 16:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 3 апр, 2013 07:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - o_apankratov - 3 апр, 2013 08:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 3 апр, 2013 08:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - o_apankratov - 3 апр, 2013 08:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 3 апр, 2013 09:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - o_apankratov - 3 апр, 2013 09:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 3 апр, 2013 14:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - o_apankratov - 3 апр, 2013 14:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 3 апр, 2013 15:17 (UTC) - Развернуть

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com